Японские шахматы сёги История | Японские шахматы сёги Прогноз погоды

Новички

  • Никого не найдено

Японские шахматы сёги История

развернуть

Существует семейство игр для двух игроков, в которых победная цель – мат, то есть насильственное взятие короля противника – это семейство шахматных игр.
Оно включает в себя западные (международные) шахматы, сёги (японские шахматы), китайские шахматы (сяньчи), тибетские шахматы (чанадраки), монгольские шахматы (шатара), бирманские шахматы (ситтуйин), тайские шахматы (макрук), малайские шахматы (чатор) и корейские шахматы (чанги), а также североиндийские (хиндустанские) шахматы и южноиндийские шахматы (парси). Все эти формы шахмат развились из первоначальной индийской игры «чатуранга», родиной которой считается иранский Абадан, в древности входивший в состав Индии. Через Персию эта игра попала в Европу, где она эволюционировала в хорошо известные в мире западные (международные) шахматы. Но игра распространялась не только на запад, но и на восток, в Китае трансформируясь в сьянцы, в Корее в чанги, и в месте с китайскими поселенцами попала через Корею в Японию между VI и VII веками нашей эры.
На китайском самоназвание игры дословно переводится как «игра слонов», а в чанги и сёги, оно имеет одинаковый перевод «игра генералов».
Первые документальные свидетельства о шахматной игре в Японии относятся к VIII веку, но в точности неизвестно, что это была за игра. Описание игр того времени не сохранилось, известно лишь, что в неё играли  на доске 9х9, на которой играют в современные сёги.
У сёги есть одна деталь, общая с версиями шахмат, в которые играют в соседних Корее и Китае – то, что фигурки имеют свои имена, написанные на них китайскими иероглифами.
На первый взгляд китайские шахматы совсем не похожи на западные, в них играют деревянными дисками, на которых написаны их названия, и которые располагаются на узлах сетки игорной доски, но правила ходов в них во многом аналогичны западным шахматам; вдобавок, в сьянцы также используется различие цвета для двух сторон.
В сёги различие цветов сторон условно: у чёрных (сэнтэ) на иероглифе, обозначающим короля, есть чёрточка, и с ней этот иероглиф читается «Гёкусё – алмазный генерал», на иероглифе  белого короля такой чёрточки нет, и он читается как «О:сё - император генерал»; все остальные фигуры у сторон идентичны. Принадлежность к той или иной стороне определяется положением клина, остриё которого направленно на соперника.

Из старых вариантов этой игры лучше всего известны хэйанские сёги, названные так  по соответствующему периоду японский истории Хэйан (794-1185г.г.), когда столица была перенесена из города Нара в Киото.
Их существовало два вида: большие (доска 13х13) и малые (доска 9х8) хэйанские сёги, изначальная расстановка фигур в малых сёги почти идентична современной, в них лишь отсутствуют две фигуры: слон и ладья.
В последующие годы сёги пошли по пути усложнения посредством увеличения игрового поля и ввода новых фигур. Вершиной этого пути развития игры стали тай сёги (великие сёги), в которые играли 354 фигурами на доске 25х25.
Другой путь развития игры начался в конце XVI века. Император Го-Нара провёл реформу сёги, взяв за основу «малые сёги» на доске 9х9 и довёл число фигур до 40. Но главное нововведение заключалось в том, что взятые игроком фигуры противника переходили к взявшему их игроку, и он мог в любой момент вместо своего очередного хода выставить на доску любую из этих фигур как собственную. Идентичность фигур сделало это правило возможным, оно кардинально изменило стратегию и тактику игры: с него берут своё начало современные сёги.
Новые, реформированные сёги, были высоко оценены тремя выдающимися полководцами Японии – Нобунага, Хидэёси и Иэясу. В начале XVII века, последний из них, Токугава Иэясу стал военным правителем Японии – сёгуном. При династии Токугава сёги и го были признаны играми, развивающими стратегическое и тактическое военное мышление. Все прочие настольные игры были самураям запрещены, но эти две, напротив, получили государственную поддержку, была создана специальная придворная должность сёгидокоро (министр сёги) - на неё назначали сильнейшего игрока, он ведал вопросами организации сёги при дворе, санкционировал присвоение высших рангов, распределял государственные субсидии школам. Сёгунат Токугава учредил стипендию для четырёх мастеров го и трёх мастеров сёги. Переметившись из Киото в новую столицу Эдо (современный Токио), они получили статус, эквивалентный гокэнгин, или приближённый сёгуна низшей степени. С этого начала развиваться система наследования Великих Мастеров (иэмото) в сёги, заработок которым в основном приносило обучение игровому стилю в их частных школах.
Чтобы система иэмото развилась в отдельное искусство, требуется большое количество энтузиастов, стремящихся брать уроки, и авторитетные мастера, чтобы давать их. Не все ученики имеют возможность учиться непосредственно у мастера - некоторые, например, живут слишком далеко. Поэтому мастер поручает прямым ученикам (или их ученикам) учить вместо него, сертифицируя их мастерство и характер выпуском лицензий. В развившейся системе иэмото лицензионные платы стали основным источником дохода мастера, и главенство в школе передавалось от мастера к выбираемому наследнику, в рамках его семьи. Но в искусстве может быть более чем один иэмото; зачастую отдельный ученик может позиционироваться независимо, как новый иэмото.
Плата за уроки го и сёги была недостаточно велика, чтобы увеличить число иэмото по сравнению с начальным числом стипендий, установленных сёгунатом Токугава. Но, как приличествует миру игр, лучший игрок среди иэмото установившихся "семей" становился представителем игры и награждался титулом Мэйдзин - статусом, авторитет которого рос с течением лет. Этот термин существует и поныне, как высочайший из титулов, за которые сражаются профессиональные игроки.
Система иэмото может считаться уникальным японским социальным устройством, которое развивалось в течение 250 лет непрерывного мира, так же, как и чайная церемония, икэбана, танцы, музыка и другие традиционные искусства, ставшие популярными времяпрепровождениями и достижениями, особенно в городах. Далее, в феодальной классовой системе периода Эдо, по правилам, позиция сына в жизни определялась тем, кем был его отец - приближённым вельможей, или же простым рыбаком. В наследных "семьях", сформированных в системе иэмото, по наследству передавался не только статус, но и реальное мастерство.
После 1868 года, с падением сегуната и реставрацией Мэйдзи, иэмото го и сёги потеряли свои стипендии и официальный статус, и были ввергнуты в нищету. Хотя система передачи мастерства по наследству внутри семьи - иэмото с тех пор в сёги не применяется, но она сохранилась в других видах японской культуры, например в чайной церемонии и икебане.
Система иэиото была заменена современной системой профессиональной игры с 1871г. Начали появляться газеты и журналы со статьями посвящёнными сёги. С расцветом газетной индустрии во время экономического бума, который последовал за Русско-Японской войной 1904-05 годов, газеты стали активно устраивать турниры и печатать партии. В 1925г к газетам и журналам присоединилось радиовещание, а после Второй Мировой войны и телевидение.
В 1924г. была создана Токийская федерация сёги, которая в 1936г. была преобразована во всеяпонскую профессиональную лигу сёги (Сёги Тайсэйкай). Современная Японская федерация сёги (Нихон Сёги Рэнмэй) была основана в 1947 году. Центр её сейчас находиться в Токио, а главный филиал в городе Осака.



0
0

Показать предыдущие комментарии (показано %s из %s)
Показать новые комментарии

Последние комментарии

нет комментариев

Поиск по блогу