Черновое изложение правил 2 | Японские шахматы сёги Прогноз погоды

Новички

  • Никого не найдено

Черновое изложение правил 2

развернуть

 

Дальше рассказывается о том, как использовать фигуры, "имеющиеся в резерве" ( они же "захваченные фигуры", они же "фигуры в руке", они же "моти-гома"). "Захваченные фигуры" можно "сбросить" (то есть, выставить на доску) в свою очередь хода в любое свободное поле доски (за редким исключением) Об исключениях будет рассказано далее. Сброшенные фигуры играют за того, кто их сбросил. Сброс фигуры считается за ход. За один ход можно сбросить одну фигуру. То есть игрок за один ход может (и должен) либо сходить одной собственной фигурой на доске, либо сбросить одну захваченную ранее фигуру. Для записи сброса фигуры используется знак "*". Например, запись S*5c означает, что серебро из резерва было сброшено на поле 5c.

Запрещено сбрасывать фигуру, если она в дальнейшем не может сделать ход,

Запрещено сбрасывать пешку, на ту вертикаль, где уже имеется своя пешка (запрет на сдваивание пешек), запрещено сбрасывать пешку если она объявляет мат королю.

Как уже было сказано ранее, даже если игрок бьёт превращённую фигуру, в резерв он получает непревращённую. То есть, если игрок бьёт дракона, то в резерв получает ладью. Если бьёт токина, то в резерв получает пешку, и так далее. Сброшенные фигуры на доске также появляются непревращёнными. Даже если они были сброшены в чужом лагере. Для превращения они должны войти в чужой лагерь, если были сброшены вне его. Или сходить внутри чужого лагеря или выйти из чужого лагеря, если были сброшены внутри него. В любом случае, на это потребуется ещё один ход.

На предыдущих страницах рассказывалось о том как ходят фигуры. Здесь речь пойдёт о том, как можно решить исход игры, поставив мат (цуми) королю противника.

 

Шах (оотэ) и защита от шаха

На предыдущей странице рассказывалось, что такое "мат". Здесь рассказывается о том, что такое шах (оотэ).

             Когда игрок делает ход, после которого король противника попадает в область действия его фигур (то есть игрок нападает на короля противника, король противника оказывается под ударом), говорят, что игрок поставил шах (оотэ) королю противника. Таким образом, мат (цуми) является разновидностью шаха (оотэ). Можно сказать, что мат (цуми) - это шах (оотэ), от которого нет спасения.

 

Бегство является одним из способов защиты (фусэги) от шаха (оотэ), от шаха король должен либо бежать, либо закрыться какой-либо фигурой.

 

Запрет на сдвоенные пешки

Итак, тот кто дочитал до сих пор, уже практически может играть в сёги. Остались лишь несколько небольших тонкостей правил. Здесь речь пойдёт наиболее часто встречающейся тонкости, которая называется нифу - запрет на сдвоенные пешки.

             

Согласно правилам сёги "нельзя сбрасывать пешку на вертикаль, на которой уже имеется собственная пешка".

 

Это и есть "запрет на сдвоенные пешки" (нифу).

 

Перед тем, как сбросить пешку, проверьте, нет ли на вертикали, на которую хотите сбросить пешку‚ другой Вашей пешки.

 

             Кроме "нифу", существуют другие ограничения на сброс фигур.

 

По правилам "нельзя допускать ситуацию, чтобы фигуры оказались неспособными ходить".

Как показано на рисунке слева, пешка 3a, пика 5a и конь 7b не могут сделать ход. Поэтому в такие поля их сбрасывать запрещено.

 

На этом правиле также основана обязательность превращения пешки и пики, когда они достигают последней горизонтали, и коня, когда он достигает последней или предпоследней горизонтали.

 

"Пешки и пики нельзя сбрасывать на последнюю горизонталь, коня нельзя сбрасывать на последнюю и предпоследнюю горизонталь. Когда пешка или пика достигает последней горизонтали, а конь - последней или предпоследней горизонтали, превращение обязательно."

Специфические правила

В сёги существуют ещё несколько специфических правил, о которых до сих пор не рассказывалось. Это "запрет на мат сброшенной пешкой" (ути-фу-дзумэ), "повторение ходов" (сэн-ничи-тэ) и "импасс" (дзи-сё:ги). После рассказа об этих правилах, курс правил сёги станет полным.

            

Запрет на мат сброшенной пешкой (ути-фу-дзумэ)

 

Это правило запрещает ставить мат сброшенной пешкой.

Можно сказать по-другому: в результате сброса пешки противник не должен получить мат (цуми). Это приводит к ещё одному ограничению на сброс фигур.

 

Сэн-ничи-тэ (повторение ходов)

Если в партии одна и та же позиция повторяется четыре раза, объявляется "повторение ходов" (сэн-ничи-тэ, дословно "ходы тысячи дней"). Партия прекращается. По правилам игроки должны переиграть партию заново с самого начала. Если же позиция повторяется три раза в результате серии шахов, сторона, объявляющая шахи, должна выбрать другой ход для продолжения, иначе ей засчитывается поражение.

 

Дзи-сё:ги (импасс, то есть "тупик")

Если король войдёт в чужой лагерь, то там ему практически невозможно будет поставить мат. Вхождение короля в чужой лагерь называется "вторжение короля" (ню:гёку). Если короли обеих сторон входят в чужой лагерь, то получается, что никто из игроков не сможет поставить мат противнику. В такой ситуации объявляется дзи-сё:ги (импасс, или "тупик"). Партия прекращается и счатают очки. В рассчёт берутся фигуры на доске и в резерве. За старшую фигуру (слона или ладью) начисляется по 5 очков, за другие - по 1-му очку. Короли в подсчёте не участвуют. Тому, у кого окажется меньше 24-х очков, присуждается поражение. Если у обоих игроков больше 24-х очков, то присуждается ничья.

 

Позиции "сэн-ничи-тэ" и "дзи-сё:ги" в реальности встречаются очень редко. Правила регулирования таких позиций имеют значение главным образом в оффициальных матчах. Многие компьютерные программы не учитывают этих правил. В товарищеских партиях Вы можете по-своему договориться с партнёром, как разрешать такие ситуации.

 

Начинающие игроки могут принять упрощённое правило: "Если ни одна из сторон не может поставить мат, в партии присуждается ничья".



0
0

Показать предыдущие комментарии (показано %s из %s)
Показать новые комментарии

Последние комментарии

нет комментариев

Поиск по блогу